Роль кальция в организме человека.
Кальций и его соединения играют ключевую роль в процессах минерализации и формирования скелета, процессах возбуждения и торможения, биоэнергетики, работы многих ферментативных систем, влияют на иммунитет, гемодинамику и микроциркуляцию, участвуют в образовании гормонов и работе нервной системы, формируют стресс-реакции.
Поскольку кальций в основном концентрируется в костях, изменение его баланса непосредственно связано с усилением роста или резорбцией (разрушением) скелета.
Нормы потребления кальция для взрослых и связь между потреблением кальция и возникновением остеопороза в настоящее время является предметом многочисленных дискуссий. Большинство исследователей придерживаются точки зрения, что для предупреждения отрицательного кальциевого баланса в пожилом и старческом возрасте необходимо потребление кальция в количестве не менее 1000-1500 мг/сутки. При увеличении потребления кальция до 1200 мг/сутки баланс становится положительным, а при дальнейшем увеличении улучшения в балансе не наступает.

Потребность в кальции значительно возрастает при беременности и лактации.
Нами изучен уровень потребления кальция украинских женщин в постменопаузальном периоде (Поворознюк В.В., Григорьева Н.В.,2001).Исследования, проведенные совместно с сотрудниками лаборатории гигиены питания Института геронтологии АМН Украины показали, что фактический рацион питания украинских женщин характеризуется значительным дефицитом основных макро - и микронутриентов, в том числе и кальция. Только у 3,2% женщин содержание кальция в пищевом рационе превышает 1000 мг/сут, у половины женщин оно составляет менее 200 мг/сут.
Основными источниками кальция являются молочные (молоко, творог, твердые сыры и т.д.), рыбные продукты, лесные орехи, цветная и морская капуста. Усвоению кальция препятствуют продукты с высоким содержанием щавелевой кислоты (шпинат, крыжовник, смородина, ревень), а также заболевания желудочно-кишечного тракта. Продукты питания должны также включать в себя достаточное количество белков (мясо, бобовые) и, что особенно важно, витамина D, высокое содержание которого отмечено в морской рыбе, яйцах, какао, сливках.
Нужно заметить, что умеренное ограничение потребления натрия (соль, соленая рыба) необходимо для предупреждения остеопороза (как и для профилактики сердечных заболеваний), так как злоупотребление продуктами с повышенным содержанием натрия и его солей ведет к увеличению выделения кальция.
…Кальций- главное негормональное средство, которое применяется для профилактики остеопороза. Последние сообщения указывают на то, что дополнительное введение кальция (0,5-1,5 г/ день) уменьшает потерю костной ткани. Применение кальция способствует снижению частоты переломов позвонков, бедра в старости. Результаты проведенных исследований свидетельствуют о снижении на 60% числа переломов бедренной кости среди мужчин и женщин, содержание кальция у которых в фактическом рационе питания составило более 700 мг/день по сравнению с теми, кто принимал его менее 500 мг/ день.
В последние годы внимание исследователей обращено к изучению роли нарушений кальциевого гомеостаза в развитии не только остеопороза, но и других заболеваний, характерных для пожилого и старческого возраста, таких как атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, нарушение мозгового кровообращения, дегенеративные заболевания позвоночника (остеохондроз и спондилез) и суставов (остеоартроз). Эти заболевания, которые вместе с остеопорозом являются наиболее распространенными у пожилых и старых людей, японский исследователь Fujita T. в 1997 году предложил определять как «кальций-дефицитные» болезни человека.
Недавно группа наиболее авторитетных экспертов Американского национального фонда по изучению остеопороза представила рекомендации в отношении применения кальция и витамина D, среди которых есть следующие:
- Лечение препаратами кальция экономически эффективно даже у женщин с нормальными показателями минеральной плотности костной ткани.
- На фоне лечения препаратами кальция риск переломов снижается не менее чем на 10%.
- У больных с дефицитом витамина D лечение препаратами кальция и витамином D снижает риск переломов костей скелета на 30%.
- Адекватное потребление кальция (пища и добавление препаратов кальция) следует рекомендовать всем женщинам, независимо от приема других антиостеопоротических препаратов.

Таким образом, дефицит кальция и витамина D следует рассматривать как распространенное патологическое состояние, которое создает предпосылки для развития распространенных болезней, особенно у лиц пожилого и старческого возраста. В связи с этим, соблюдение диетических рекомендаций и прием препаратов кальция и витамина D имеет стратегически важное значение для увеличения продолжительности и качества жизни населения.
По материалам монографии Поворознюк В.В., Мазур И.П. «Костная система и заболевания пародонта, Киев, 2005 г.
|